8 (8212) 44-53-97; 8 (8212) 44-15-36

Повышение резервов здоровья, формирование мотивации и навыков здорового образа жизни воспитанников через внедрение программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!»

Тема нашей стажировочной площадки:«Повышение резервов  здоровья,  формирование мотивации  и навыков здорового образа жизни воспитанников через внедрение программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!»».

Слайд3

Ознакомьтесь, пожалуйста, с Планом деятельности стажировочной площадки на 2020 – 2021 учебный год:

Наименование площадки: «Повышение резервов  здоровья,  формирование мотивации  и навыков здорового образа жизни воспитанников через внедрение программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!»».

Руководитель площадки: старший воспитатель Гуторова Татьяна Геннадьевна

Координатор площадки: старший воспитатель Савельева Оксана Александровна

Цель деятельности площадки: повышение профессиональной компетентности педагогов  и распространение передового педагогического опыта по вопросам формирования мотивации и навыков здорового образа жизни воспитанников.

Задачи деятельности площадки:

  1. Организовать информационное и методическое сопровождение реализации программы М.Л. Лазарева «Здравствуй!»
  2. Развивать практическую готовность педагогов к разработке и реализации педагогических проектов, направленных на формирование ЗОЖ.
  3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группах участников стажировочной площадки через изготовление игровых пособий к программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!».
  4. Повысить ИКТ компетентность педагогов в процессе дистанционной формы повышения  профессиональной квалификации педагогов.

Категории участников площадки: воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физ.воспитанию

Срок обучения:  7 месяцев

Форма обучения:  Дистанционная

Режим занятий:   третий  вторник месяца

Планируемый результат: педагогические проекты участников по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

План мероприятий на 2020 – 2021 учебный год:

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Материал для изучения

Форма отчетности

1.

Формирование состава стажировочной площадки на 2020 – 2021 уч.г., планирование работы, создание группы ВК.

Октябрь 2020г

Старшие воспитатели Гуторова Т.Г., Савельева О.А.

 

2.

Знакомство с технологией  формирования здоровьеобразующей деятельности и становления здоровой личности ребенка  на основе программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!»

17 ноября 2020г

Старшие воспитатели Гуторова Т.Г., Савельева О.А.

Рекламно – презентационный материал

Тест «Методологические основы программы М.Л. Лазарева «Здравствуй!»

3.

«Проект, как технология, направленная на решение образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей.

15 декабря 2020г

Старшие воспитатели Гуторова Т.Г., Савельева О.А.

Презентация, материал для изучения темы.

Предоставление для согласования вводной части педагогического проекта по формированию ЗОЖ в своих возр.гр ( обоснование необходимости проекта, цели, задачи.

4.

«Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений»

19 января 2021г

Старшие воспитатели Гуторова Т.Г., Савельева О.А.

Видеозаписи, презентация

Разработать и представить комплекс дыхательных упражнений с детьми своей группы

5.

«Оптимизация двигательной функции ребенка».

Проведение Здравиады в ДОУ.

16 февраля 2021г

Старшие воспитатели Гуторова Т.Г., Савельева О.А.

Видеофрагменты, фототека, материал для изучения.

Определение двигательного профиля детей своей группы на основе диагностирования двигательных качеств.

Заполнение Экранов Здравиады.

6.

Игротека здоровья (Развивающие пособия для реализации содержания программы  «Здравствуй!»)

16 марта 2021г

Старшие воспитатели Гуторова Т.Г., Савельева О.А.

Фототека пособий, материалы по применению пособий.

Представить изготовленные пособия.

7.

 «Обучение навыкам релаксации детей дошкольного возраста»

20 апреля 2021г

Педагог – психолог Кольцова М.Г.

Видеозапись занятия, презентация.

Представить комплекс психогимнастики для своей возрастной группы.

8.

Подведение итогов работы, оформление методического продукта по итогам деятельности площадки

Май 2021г

Старшие воспитатели Гуторова Т.Г., Савельева О.А.

 

 

Сбор реализованных проектов участников стажировочной площадки

Слайд4

Сегодня мы познакомимся с  технологией  формирования здоровьеобразующей деятельности и становления здоровой личности ребенка  на основе программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!».

Кто такой Михаил Львович Лазарев?

  • действительный член Академии педагогических и социальных наук;
  • доктор медицинских наук;
  • кандидат  психологических наук;
  • профессор  Международной академии наук и искусств
  • руководителя лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава

Михаил Львович работал над своей программой  более 20 лет. Программа «Здравствуй!» направлена на оздоровление и раннее развитие детей в детском саду и в семье. Она разработана в лаборатории формирования здоровья детей Российского научного Центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава и имеет Гриф Министерства образования РФ «Допущено к использованию в дошкольных образовательных учреждениях».

Программа «Здравствуй!» представляет собой систему здоровьесозидающей деятельности в детском саду,  которая формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Слайд5

Цель программы:Помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Слайд6

Программапредназначена для работы с детьми 3—7-летнего возраста

  • разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов
  • курс написан и систематизирован с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (как здоровых, так и соматически ослабленных), а также исходя из разного уровня их психического развития
  • НУЖНО ЗНАТЬ КАКИЕ ИДЕИ ЗАЛОЖЕНЫ В ПРОГРАММУ
  • Программа изначально интегральная.

Сразу тренируется то, что в поведенческой матице заложено: звук, образ и движение. Не надо за уши притягивать музыку и делать комплексное занятие из разных тем.

  • основой технологии реализации данной программы является Закон подтверждения личности ребенка до и после рождения.

Сейчас мы этому уделим побольше внимания. Это важно!

1. Теория адаптоза. Теория сворачивания адаптивных возможностей детского организма.

  • Первый адаптоз – когда ребенок рождается, он попадает в этот мир без скафандра, не успевает перестроиться и конечно надо как то подстимулировать его развитие.
  • Второй адаптоз – когда ребенок попадает в образовательное учреждение.

Как формируется адаптивный механизм у ребенка? Это очень важно!

Что такое ауди – адреналовая реакция организма на звук?

Например:

  1. животное в лесу, оно спит и вдруг хрустнула веточка. Что случится? Мгновенно ухо поворачивается на этот звук. – улучшенный слух – это первый шаг.
  2. Затем что происходит? Открывается глаз и мгновенно анализируется ситуация.
  3. Затем что происходит? Либо мгновенное движение, либо продолжает спать. За счет чего происходит мгновенное движение?(адреналин)

ЗВУК – ОБРАЗ – ДВИЖЕНИЕ – это поведенческая цепочка.

Любой звук в организме немедленно запускает адреналовую цепочку. Любая звуковая реакция обязательно включает адреналовую реакцию.

Вот я вам говорю ПТИЧКА. Куда поворачивает голова? Конечно к окну. У Вас звук вызывает образ, вы реагируете на него. А вам говорят: нельзя, нельзя, нельзя. Сидеть, слушать! При чем постоянно. И в конце концов у вас угасает желание реагировать, угасает ауди – адреналовая реакция, угасает физиологически заложенный процесс! Выходят такие мешки со знаниями из школы! Это М.Л. Лазарев  называет адаптозом образовательным, у ребенка угасают поведенческие реакции.

Адаптоз, как заболевание имеет свои симптомы:

  • Общая заболеваемость ОРЗ повысилась
  • Снизилась дыхательная функция
  • Ребенок не реагирует на звук двигательно
  • Снизилась память
  • Снизилось отношение к себе

Запомните, если у ребенка спина кривая – значит психология плохая – у ребенка – низкая самооценка. Если рисунки детей одинаковые, – это не подтверждение личности ребенка на изодеятельности. (Ребенок нарисовал дом без трубы – а ему сказали где у тебя труба, рисуй трубу. В результате -  он правильно нарисовал, но личности ребенка  там уже нет).

Запишите: главное в  программе: подтверждение личности ребенка до и после рождения!

Слайд7

Особую роль в курсе играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегративной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.

Главным физиологическим механизмом, на котором основан курс оздоровления является «нейротоника» ( греч. нейрон – нерв,  тонос – повышение голоса, музыкальный звук), предполагает звуковую нейростимуляцию мозга ребенка, воздействие звука на организм ребенка с самого раннего возраста, включая пренатальный и все последующие периоды детского развития. В вокально – речевых упражнениях проводимых с детьми, голос рассматривается как интегратор всех психофизиологических и психологических процессов в организме. Звуковая вибрация стимулирует обменные процессы в клетках, улучшает микроциркуляцию в области легочных альвеол, повышают эмоциональный тонус. Поэтому песни М. Л. Лазарева важно не просто слушать, а петь.

Слайд8

М. Л. Лазаревым написано более 500 песен к программе, для каждого возраста имеется своя «Книга песен» с нотами и словами песен, а также эти песни есть в записи в исполнении самого М. Л.  на дисках.

Слайд9

В программу курса входят оздоровительные и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. У ребенка формируется позиция признания ценности здоровья. Формируется мотивация здорового поведения, чтобы ребенок захотел оздаравливаться.  А как это сделать?

Слайд10

Для этого в сказках есть два очень важных героя, которые присутствуют на каждом занятии: это Фырка – отрицательный персонаж, который ничего не умеет, болеет, неправильно питается и т.п., которого дети учат здоровому образу жизни,  и в конце курса с помощью учителей здоровья и детей он превращается в здоровячка «Здравика»!  Есть здоровячки: Огник – учитель школы движения, Орси – учитель школы эмоций и чувств, Яник – учитель школы мышления, Ростик – учитель школы питания, Йоник – учитель школы дыхания,  Капелия – учитель школы экологии, гигиены и закаливания, Вита – учитель школы общения.

Слайд11

Структура программы: занятия проводятся с октября по апрель. Семь месяцев – семь тем. Сентябрь и май – диагностика. 21 сказка в год, за 4 года – 84 сказки. Темы повторяются из года в год. В группе размещается «Цветок здоровья» и ребенок уже знает:  что будет в том или ином месяце.

Но каждый год есть ведущая тема:

От 3 – до 4 лет: год растений, главные герои: Фырка, Здравик, и Ростик.

От 4 до 5 лет : год воздуха: главный герой  Йоник.

От 5 до 6 лет: год воды: главный герой Капелия.

От 6 до 7 лет: год музыки: главный герой Вита.

Слайд12

Основной формой работы является оздоровительное занятие - «Урок здоровья».   Занятие проводится по алгоритму:   звук – образ – движение, т.е. на каждом занятии сначала слушаются и пропеваются песни по теме занятия – затем дети рисуют(без показа и объяснения) т.е.  рисуется визуальный образный ряд песни– затем двигаются, т.е. происходит двигательное закрепление песни ( в программе прописаны основные виды движений к каждой песне. Сказки читаются в начале занятия, создавая мотивацию с помощью героя Фырки.

Организация оздоровительных занятий

В основу каждого оздоровительного занятия положен вокально-речевой тренинг, сопровождаемый нагрузкой на одну или несколько функциональных сфер (дыхательную, двигательную, психоэмоциональную).

Дополнительно на занятиях применяются такие упражнения, как: психологический настрой, гимнастика для глаз, массаж или самомассаж (спины, рук, ног), коммуникативные игры, упражнения для коррекции осанки, подвижные игры, речевые игры с музыкальными инструментами, дыхательные упражнения и т.д.

Любое занятие имеет свой сюжет, в котором принимают участие сказочные персонажи.

Г. Бавлы  МДОУ детский сад № 12 «Алтынчеч»

Основной тип оздоровительных занятий содержит познавательный материал в виде сказок о здоровье в сочетании с практическими заданиями, которые определяют минимальное время, необходимое для обучения. Большое внимание на этом занятии уделяется музыкальному материалу. Занятие проводит воспитатель, ему помогает музыкальный руководитель.

Виды вокально-оздоровительных занятий, проводимых в течение недели:

1.Урок здоровья (10-15 минут понедельник).

2.Вокально-двигательный фрагмент музыкального занятия - 10 минут (вторник).

З.Цветомузыкальный фрагмент - занятия по изобразительной деятельности - 10 минут (среда).

4.Вокально-двигательный фрагмент занятия по физкультуре - 10 минут (пятница).

5.3вукодвигательные пятиминутки на утренней зарядке и на прогулке (ежедневно).

6.Вокальная пятиминутка после обеда (ежедневно).

Слайд13 

Содержание программы реализуется не только на занятиях, но и в различных видах детской деятельности в режимных моментах.

Слайд14

Общие ожидаемые результаты.

Дети будут иметь представления:

  • О пользе утренней зарядки;
  • О болезнетворных микроорганизмах (микробах);
  • О влиянии солнечных лучей на здоровье ;
  • О режиме дня;
  • О семи цветах радуги и их расположении по порядку;
  • О Семи нотах гаммы;
  • О непрямом способе передачи инфекции через личные вещи;
  • О пользе закаливания;
  • О правилах вежливости;
  • О ценности своего здоровья;
  • О своей ценности и значимости;
  • О ценности и значимости других людей;
  • О роли мальчика как защитника слабых;
  • Об основных витаминах и продуктах питания;
  • О необходимости разнообразно питаться;
  • О правилах ухода за зубами, заболевании «кариес»;
  • О функциях носа.

Слайд15 

Дети будут уметь:

  • Раскрашивать картины, рисунки с образами здоровья, камни;
  • Делать аппликации;
  • Выкладывать семь цветов радуги;
  • Подражать движениям животных;
  • Прыгать по дорожке с намеченными точками (кочками);
  • Выполнять упражнения с детскими гантелями;
  • Выполнять разогревающий массаж ладоней;
  • Соблюдать режим дня;
  • Вежливо разговаривать;
  • Выбирать полезные продукты;
  • Употреблять продукты, богатые витаминами;
  • Правильно и регулярно чистить зубы;
  • Правильно дышать;
  • Делать дыхательную зарядку;
  • Дышать ритмично во время пения;
  • Во время и правильно мыть руки;
  • Правильно пользоваться расческой;
  • Выполнять закаливающие процедуры;
  • Убирать за собой игрушки;
  • Простукивать ритм мелодии
  • Проводить вертикальные движения тела, соответствующие рисунку мелодии.

Слайд16 

Лабораторией формирования здоровья детей МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ разработан и апробирован (1998 – 2008г.г.) тест «ЗДРАВИК», направленный на повышение мотивации ребенка к самооздоровлению.

Общая информация

1. Перед проведением тестирования проводится родительское собрание, на котором родители знакомятся в тестовыми заданиями и дают письменное разрешение («согласительное письмо») на их применение.

Примечание. В случае негативной реакции родителей на какой-либо тест, он не проводится. При отсутствии согласительного письма ребенок в тестировании не участвует.

2. Тестирование проводится в последний день каждого месяца в присутствии хотя бы нескольких родителей.

Примечание. Это условие является обязательным не только потому, что родители оказывают помощь в проведении тестов, но и для того, чтобы исключить возможность «подтянуть» результаты тестирования под какие-либо нормативы, существующие в ДОУ.

3. Тестирование проводится в одно и то же время, желательно утром (например, в 10.00), не натощак, но и не на полный желудок.

Результаты тестирования записываются в рабочей учебной тетради каждого ребенка, которые разработаны для всех возрастных групп. В начале тетради есть специальные таблицы, заполняя их в течение года ребенок видит свое «продвижение к здоровью».

В тест «Здравик» включено пять тестовых заданий:

1.     Скоростная выносливость.

И.п. - стоя, ноги на ширине двух стоп, руки за головой, кисти сцеплены. Ребенок делает за 30 секунд максимальное количество приседаний, которое подсчитывается. Приседание производится полное. При подъеме пятки от земли не отрываются. Подскоки исключены. Единица измерения - условные ед.

Примечание. Выбор положения кистей на затылке связан с необходимостью стандартного положения рук при проведении тестирования. Все другие позиции рук не позволяют выполнить это условие.

2.     Память.

Подсчитывается количество строк (стихи, песни, рассказы), произнесенных вслух, которые были выучены в течение текущего месяца.

Данный способ определения памяти выбран по нескольким основаниям:

а)  является наиболее быстрым с о времени и реальным по сложности;

б) позволяет направить мотивацию саморазвития ребенка в русло

общечеловеческого гуманистического образования - чтения стихов и исполнение песен.

Единица измерения - условные ед.

Примечание. Для того чтобы исключить возможность повтора одних и тех же фрагментов произведений в разные периоды, при каждом тестировании отмечается название произведения и последняя прочтенная строфа (куплет, абзац рассказа).

3.     Звукодыхательная проба.

И.п. - стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно произносит звук "м", как можно дольше до следующего вдоха. По секундомеру вслух взрослым ведется отсчет секунд. Сразу же после прекращения «мычания» ребенок садится.

Во время проведения вдохов можно предложить детям поднимать вверх руку, чтобы помочь им больше сконцентрироваться на данном процессе.

Единица измерения - секунды (сек).

Примечание. Для стандартизации условий при проведении теста можно предложить детям представить, что они изображают корову, которая пасется на лугу и мычит, но мычит с закрытым тутом.

4.     Самооценка.

По специальной шкале (шкале Дембо-Рубинштейн) ребенком определяется состояние своего здоровья (он выбирае-1: одну из семи ступенек, где, как ему кажется, он мог бы сейчас находиться).

Единица измерения - условные ед. Примечание. Перед проведением теста желательно спросить каждого ребенка о том, что он понимает под словом «здоровье». После этого целесообразно расширить представления детей об этом  понятии, объясняя, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и рациональное питание, правильное дыхание, закаливание, движение, режим дня, мышление, красивая речь, внешний вид и т.д.

Здоровьеустойчивость (отсутствие болезней)

Фиксируется количество дней за месяц, в течение которых ребенок не болел (количество дней месяца - минус количество дней, в течение которых ребенок болел респираторными инфекциями т тп\тими нетравматическими заболеваниями). Единица измерения - условные ел.

Примечание. Данный показатель  отличается от показателя заболеваемости тем, что ребенок визуально стремится к повышению уровня кривой на графике (так же, как при других 4 показателях), так  как отметка дней по болезни предполагается снижение уровня кривой при снижении заболеваемости.

Дважды в год в сентябре и в мае проводятся большие игры здоровья «Здравиады».  Они длятся неделю. Каждый день диагностируется одно из направлений развития ребенка и называется именем одного из здоровячков, первый день – день Огника , проверяются двигательные качества ребенка;  и т.п. Более подробно об организации «Здравиады» будет рассказано на одном из последующих занятий.

Слайд17 

Спасибо за внимание!